Дизельные погрузчики — оптимальное решение для открытого склада с большим грузооборотом
Рынок современного погрузочного оборудования многообразен, и даже специалисты, давно работающие в сфере использования складской спецтехники не всегда знают о всех существующих или вновь появляющихся технических новинках. Эта обзорная статья написана в помощь всем, кто хотел бы лучше разбираться в основных особенностях дизельных погрузчиков и более чётко понимать в каких случаях дизель оказывается предпочтительнее других видов приводов

Двигатель дизельного погрузчика
Ключевым признаком любого дизельного погрузчика, отличающей его от любой другой погрузочной техники, является конструкция привода. Давайте разберемся, в чём же именно состоят конструктивные отличия, и каким образом они влияют на эксплуатационные характеристики и применимость погрузчиков с дизельным двигателем в тех или иных обстоятельствах.

В отличие от электродвигателя, питаемого электричеством от аккумуляторной батареи, или бензинового двигателя, в котором смесь воздуха и бензина под давлением зажигается электрической искрой, в дизеле топливо воспламеняется нагретым за счёт сильного сжатия воздухом.

С учётом описанного выше принципа действия, двигатели дизельных погрузчиков обладают существенно более высокой степенью сжатия, и поэтому требуют значительных усилий для запуска. Компрессия у дизелей примерно в 2—4 раза выше, чем у бензиновых приводов. Соответственно и сама конструкция двигателя имеет гораздо большую прочность, а также требует наличия более мощных стартёра и аккумуляторной батареи.

Преимущества дизельного двигателя
У погрузчика с дизельным двигателем есть много достоинств, определяющих его широкое распространение и применимость для работ по погрузке/разгрузке:

Дизельные двигатели надёжны — не нуждаются в электрическом зажигании, служат дольше бензиновых и реже требуют ремонта.
Высокие эксплуатационный ресурс и мощность.
Повышенный термический КПД обусловливает более низкий расход топлива по сравнению с двигателями, работающими на бензине.
Стабильный крутящий момент дизельного двигателя в обширном скоростном диапазоне (в том числе на малых оборотах двигателя) обеспечивает простоту и гибкость управления. Что в частности объясняет установку дизельных двигателей на погрузчики с большой собственной массой и высокой грузоподъёмностью (до 40 тонн).
Сниженная требовательность к качеству дорожного покрытия в сравнении с электропогрузчиком.
Возможность длительной эксплуатации в удалении от электрической сети (что было бы невозможно для электропогрузчика).
Более дешёвое топливо (в сравнении с бензином).
Недостатки двигателя дизельного погрузчика и способы их устранения
Практически невозможно сделать технику, которая бы при всей своей полезности и высоком качестве не имела бы недостатков, есть они и у дизельных погрузчиков:

Из-за повышенного давления в цилиндрах двигателя во время эксплуатации дизельные погрузчики достаточно шумные, их привод более подвержен возникновению вибраций.
Наличие выхлопных газов сужает применимость в закрытых складских помещениях.
Потребность в качественном топливе.
Увеличение стоимости погрузчика из-за потребности в точной системе, которая обеспечивает впрыск топлива.
Двигатель дизельного погрузчика сложнее завести при эксплуатации в зимних условиях.
Детали дизельного двигателя должны изготавливаться из материалов, способных обеспечить высокую структурную прочность, что приводит к увеличению веса привода и удорожанию стоимости его производства.
Ведущие производители постоянно внедряют различные новшества, позволяющие снизить, или даже полностью нейтрализовать недостатки дизельных погрузчиков.

Например, замена системы воздушного охлаждения на водяное позволила, помимо снижения рабочей температуры двигательной системы, попутно уменьшить шумность дизеля за счёт большей изолированности агрегата от окружающей среды.

В настоящее время уже успешно удается понизить содержание вредных веществ в выхлопе двигателей дизельных погрузчиков до вполне приемлемых величин. Для эффективной нейтрализации выхлопных газов, мешающих использовать дизельные погрузчики в закрытых складах, используются так называемые каталитические нейтрализаторы. Коэффициент полезного действия подобных сажевых фильтров довольно высок и составляет порядка 70—98%. Кроме этого, лидеры отрасли улучшают качество работы самих двигателей, благодаря чему всё более экономно расходуется топливо, что положительно сказывается на уменьшении вредности выхлопных газов.

Проблема работы дизельного погрузчика при пониженных температурах также решаема на практике. Специальная система холодного запуска обеспечивает работоспособность дизеля в сильные холода. Кроме того, несколько простых советов помогут избежать проблем с запуском двигателей дизельных погрузчиков в северных районах. Не оставляйте простаивающий дизельный погрузчик зимой на улице и на стоянках без отопления. Ставьте технику в теплый ангар, тем самым вы не только обеспечите легкость запуска в холодное время года, но и продлите срок службы двигателя.

В настоящее время лидирующие марки дизельных двигателей для погрузчика, это: Isuzu, Nissan, Kubota, Yanmar, Toyota, Mitsubishi, Perkins. Для них характерен широкий температурный диапазон, обеспечивающий высокоэффективную эксплуатацию техники в самом разнообразном климате. Вполне приемлемо такие двигатели работают и с отечественным топливом (не смотря на это, чтобы увеличить срок службы техники следить за качеством топлива нужно в любом случае). Часто применяются и аналоги упомянутых агрегатов, производимые в Китае. Ещё можно рекомендовать уже получивший широкое распространение двигатель Cummins.

Расход топлива дизельного погрузчика
Объём топлива потребляемый дизельным погрузчиком считается одним из важнейших параметров. Поскольку затраты на топливо являются основной категорией затрат в течение всего периода эксплуатации дизеля, остановимся на этом вопросе достаточно подробно.

Как правило, из документации, прилагаемой к дизельному погрузчику, можно узнать только удельный расход топлива, демонстрирующий сколько грамм солярки приходится на единицу мощности (на лошадиную силу, или на кВт • ч). Эти данные мало что показывают для того, кто привык к обычному для автомобильного транспорта показателю расхода на сотню километров. Но дизельный погрузчик не автомобиль — режим его эксплуатации слишком неравномерный и различается для разных складов. А на практике крайне необходимо знать, сколько дизельный погрузчик потребует топлива за рабочую смену, в месяц, или за год. Поэтому ниже приводим одну из специальных методик расчёта расхода топлива за 1 час работы погрузчика (моточас).

Максимальный расход топлива за единицу времени рассчитывается достаточно просто, путем перемножения удельного расхода и максимальной мощности (оба показателя можно посмотреть в документации). Так можно узнать, сколько грамм топлива потребляет погрузчик в час работы с максимальными оборотами двигателя. Но это лишь теоретический результат, крайне далекий от практики. Потому что из-за специфики работ дизельный погрузчик никогда не эксплуатируется постоянно с предельной нагрузкой. К тому же и топливо обычно считают в литрах, а не в граммах.

На практике искомый расход топлива для дизельного погрузчика можно посчитать по следующей формуле:

Q = N • q / (1000 • 0,85 • k1),

где:

q — удельный расход топлива, г/л. с. • ч или г/кВт • ч (берется из документации, из графика кривой характеристик мощности, построенного производителем оборудования на основе фактического тестирования и предоставляемой официальному продавцу техники);
N — нормативная мощность дизельного погрузчика, л. с. или кВт (также берем из графика мощностной кривой);
0,85 — плотность дизельного топлива, кг/дм3;
k1 — коэффициент, показывающий долю работы дизельного двигателя на максимальных оборотах.
Собственно говоря, коэффициент k1 в приведенной формуле как раз и является главным показателем, который характеризует работу конкретного дизельного погрузчика в тех или иных условиях и зависит больше всего от деятельности предприятия или склада. Обычно (для стандартных расчётов) этот параметр принимают равным 2,3, как результат деления процентного выражения времени работы с минимальной нагрузкой (принимается равным 70%) на аналогичный показатель для предельной нагрузки (30%).

Но случай, когда дизельный погрузчик работает на максимальных оборотах именно треть смены (30%) хотя и бывает довольно часто, но всё-таки далеко не всегда отражает реальную обстановку. В то время как для практического использования зачастую требуются более точные данные.

Для наглядности опишем два примера рабочей смены дизельного погрузчика:

Склад работает по 8-часовой схеме, в течение которой погрузчики заняты практически без перерывов. Рабочая площадка горизонтальная, без уклонов. Высота расположения грузов составляет 1,5—2 метра. Соответственно дизельный погрузчик использует максимальные обороты только набирая скорость между участками погрузки/разгрузки, что по времени составляет примерно треть рабочей смены. Ситуация, когда коэффициент k1 = 2,3 (для стандартных расчётов).
На круглосуточно работающем предприятии парк погрузчиков задействуется полностью только дважды в сутки, в периоды длительностью около 2 часов, когда все разгрузочные площадки заняты постоянно. Всё остальное время, а это почти 20 часов, погрузчики заняты мало или средне, поэтому и k1 будет меньше стандартного, как и расход топлива дизелем.
Если провести такие расчёты для конкретного дизельного погрузчика, например, Komatsu AX50, с двигателем 4D92E, мощностью 33,8 л. с., с удельным расходом топлива 202 г/л. с. • ч, загруженного максимально лишь треть рабочего времени, получится расход топлива около 3,5 л за 1 моточас:

Q = 33,8 • 202 / (1000 • 0,85 • 2,3) = 3,492 л/ч.

Стоит также упомянуть, что в обычных условиях двигатель дизельного погрузчика работает всё-таки с меньшей нагрузкой, чем в теории (во время тестирования). Поэтому в расчётах цифры получаются несколько больше реальных. Для расчётов приведенная формула вполне подходит, но поскольку практически слишком сложно провести совершенно точный хронометраж рабочего времени, желательно, по крайней мере, осуществлять контрольные замеры расхода топлива дизельным погрузчиком, при необходимости, корректируя коэффициент k1 для более точных расчётов.

Приводим ниже результаты нескольких контрольных замеров, выполненных для погрузчика Komatsu в зависимости от двигателя, грузоподъёмности и режима работы:

Расход топлива, литров за 1 моточас Грузоподъёмность погрузчика, тонн Марка двигателя дизельного погрузчика Продолжительность рабочей смены, часов
2,5 3 4D94LE 9
1,7 1,5—1,8 4D92E 24
2,5 2—2,5 4D94E 24
2,2 1,5 4D92E 8
2,9-2,95 1,8 4D92E ≥ 8
Как правило, дизельные погрузчики со слишком большим пробегом, равно как и погрузчики с необкатанным двигателем показывают на практике больший расход топлива. В специальных тестах по эксплуатации с максимальными оборотами расход также обычно выше. Например, погрузчик с грузоподъёмностью 1,5 тонны за час может «сжечь» топлива до 5-ти и даже 6-ти литров, что вдвое выше средней нормы в 3 л/ч указанной производителем.

Деятельность ведущих производителей по созданию экономичных двигателей для дизельных погрузчиков
Низкий расход топлива дизельным двигателем не является достижением сам по себе, без сохранения высокой производительности, которая в свою очередь невозможна без удобного управления погрузчиком, сохранения скорости подъёма груза, уверенного преодоления уклонов и так далее. Что же делают производители, чтобы не просто обеспечить оптимальное соотношение различных характеристик, но и улучшить их?

К примеру, оснащают дизельные погрузчики системами высокого давления, благодаря чему грузы можно поднимать быстрее. Правда за наращивание скорости приходится платить увеличением герметичности шлангов, рукавов и прочих элементов гидравлической системы. Чаще всего сделать это можно повысив качество исходных материалов, и совершенствуя технологии сборки.

Причём, чтобы относительно недорогие погрузчики могли по этим свойствам приблизиться к технике более высокого класса, приходится применять более дорогие передающие устройства, что ведет к заметной потере ценового преимущества. Поэтому внедряются и другие конструктивные решения, в частности деление гидравлики на отдельные системы, одна из которых управляет подъёмными механизмами, а другая обеспечивает рулевое управление. Примером реализации этого типа является система суперподъёма у дизельных погрузчиков Komatsu ВХ50, когда сдвоенные насосы независимо приводят в действие обе системы. Что в конечном итоге приводит к стабильному подъёму грузов на холостых оборотах двигателя и предельных мощностях с более низким расходом топлива.

Ещё одной инновацией является применение гибридных двигателей, когда дополнительно к дизельному двигателю устанавливается электрический. Одним из образцов внедрения подобных конструктивных изменений является дизельный погрузчик Still RX70, расход топлива которого, при грузоподъёмности 2,5 тонны, составляет 2,5 л/ч (замеры проведены по циклу VDI 2198 — через 60 циклов работы за 1 моточас). В данном погрузчике также используется насосная гидравлика подающая масло в систему не всё время, а только когда это необходимо, что также снижает расход топлива.

Приближение крутящего момента двигателя дизельного погрузчика к максимальному на пониженных оборотах также в значительной степени положительно влияет на экономичность.

У дизельного погрузчика Linde H16D увеличение крутящего момента двигателя и применение трансмиссии с гидростатикой обеспечили снижение топливных затрат до 2,3 л/ч (с замерами по критериям VDI).

Вполне естественно, что применение новых конструктивных и технологических решений чаще всего влияет на стоимость дизельных погрузчиков, увеличивая её порой до 20—30%, но такие вложения конечно же достаточно быстро окупаются снижением будущих регулярных затрат на топливо.

Советы по выбору дизельного погрузчика
Благодаря высокой производительности, и с учётом основных особенностей, дизельный погрузчик идеально подходит для открытых складов с большим грузооборотом. Поэтому если работы в основном проходят на улице в крупном порту или на железнодорожной станции — дизель будет лучшим выбором.

Прежде чем решиться подобрать ту или иную модель дизельного погрузчика обязательно нужно определиться с его габаритами, поскольку техника для работы в крупном морском порту будет слишком громоздка для не особенно большого склада.

Также необходимо при выборе дизельного погрузчика отталкиваться от максимального веса грузов, с которыми он сможет работать. Не пытайтесь экономить на грузоподъёмности, потому что из-за перегрузки техника быстро выходит из строя.

Не каждый дизельный погрузчик сможет поднимать груз на высоту, которая необходима на том или ином складе, поэтому следующей из весомых характеристик является высота мачты дизельного погрузчика, то есть высота подъёма груза.

Обязательно нужно убедиться и в соответствии погрузчика требованиям, предъявляемым к безопасности эксплуатации.

Стоит отдельно поинтересоваться при покупке о возможностях модели выбираемого дизельного погрузчика в отношении навесного оборудования. Расширение универсальности особенно важно для складов, часто меняющих профиль деятельности или вид перемещаемых грузов. Дешевле навесить специально оборудование, чем приобрести совершенно другой погрузчик.

Разумеется, надёжнее покупать дизельный погрузчик у хорошо зарекомендовавшей себя компании, которая помимо непосредственно спецтехники обеспечивает также базу запчастей, расходных материалов и сервисное обслуживание — только так можно гарантировать, что ваша покупка всегда будет на ходу, а ремонты будут носить не стихийный, а плановый и, чаще всего, диагностический или профилактический характер.

В целом модели погрузчиков на дизельном топливе стоят дороже работающих на бензине, но дешевле электрических. Новый дизельный погрузчик можно купить приблизительно по цене б/у электропогрузчика.

Увеличение срока службы дизельного погрузчика
Дизельный двигатель считается довольно надёжным в эксплуатации, что подтверждается многолетней практикой использования дизельных погрузчиков, поэтому можно понять недоумение некоторых владельцев, если агрегат вдруг выходит из строя.

Из-за чего чаще всего происходят поломки дизельного двигателя? Причины могут быть самые разные, причём и помимо естественного эксплуатационного износа.

Существует ряд моментов, обратив внимание на которые, можно существенно увеличить срок службы двигателя:

Грамотное обслуживание — соблюдайте правила, рекомендованные производителем (в частности, касающиеся контроля/замены применяемых рабочих веществ).
Правильные условия эксплуатации — тщательно следите, чтобы окружающая температура не превышала предельных значений (случается, что техника не выдерживает, например, слишком холодной зимой, из-за невнимательного выбора, сделанного ещё при покупке погрузчика).
Качество топлива — применяйте только солярку высокого качества, поскольку некачественное топливо, содержащее посторонние примеси (особенно опасна в этом плане вода), наиболее частая причина выхода двигателя дизельного погрузчика из строя.
Качество распылителя — дефекты данного рабочего узла могут привести к поломке поршня из-за его перегорания.
Чаще всего поломку дизельного двигателя можно предотвратить. Поэтому при обнаружении даже незначительных неисправностей желательно сразу обратиться к специалистам по сервисному обслуживанию.

Ниже приводится список наиболее распространённых признаков возможного приближения выхода из строя двигателя дизельного погрузчика:

невозможность развить нормальную мощность;
белый цвет выхлопных газов;
двигатель развивает чрезмерную частоту вращения;
повышенный расход масла;
увеличение в картере уровня масла;
двигатель глохнет при повышении нагрузки;
перегрев двигателя;
посторонние или необычные звуки (дребезг, стук и другие).
Шансы предотвратить более серьёзные поломки техники на основе описанных выше моментов весьма велики и если вовремя обратиться к специалистам, обладающим достаточной квалификацией, они скорее всего смогут определить конкретные причины вызывающие перебои в работе двигателя и проведут необходимое обслуживание дизельного погрузчика.

Также стоит обратить внимание на случаи, когда дизельный двигатель заводится с трудом. Если двигатель получается запустить только в полностью остывшем состоянии, или он глохнет после нагревания, скорее всего причиной является загрязнение стартёра. Как бы то ни было, но для неспециалиста, проблемы с запуском двигателя — свидетельствуют о проблемах и необходимости обратиться к профессионалам.

Для профилактики поломок двигателя дизельного погрузчика следите за своевременной заменой топливных фильтров (в противном случае, велика опасность выхода из строя топливного насоса из-за попадания воды). Всегда вовремя меняйте фильтр двигателя и ежедневно перед эксплуатацией проверяйте и поддерживайте требуемый уровень масла (при низком уровне или загрязнении агрегат быстрее изнашивается, могут выйти из строя подшипники коленчатого вала, и тогда точно потребуется капремонт).

Лучше всего профилактические мероприятия обеспеченны, когда управление доверено подготовленному оператору, хорошо знакомому с правилами эксплуатации дизельных погрузчиков, способному самостоятельно регулярно осматривать технику и следить за её состоянием во время работы.